www.seomark.ru
Обзоры интересных и полезных программ, фотография, радио, веб-дизайн и т.д. и т.п. и др. и пр.

Веб-дизайн и поисковая оптимизация

Логотип Софт

Создание формы обратной связи

Капча в форме обратной связи

При размещении на сайте формы обратной связи вы создаете хорошую лазейку для спамеров и прочих недоброжелателей. Все они стремятся сообщить вам о себе, о своих предложениях и товарах через электронную почту. Для защиты от этого беспредела придумываются различные способы, одним из которых является капча (от английской аббревиатуры CAPTCHA - Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart — полностью автоматизированный публичный тест Тьюринга для различия компьютеров и людей). Обычно это сильно искаженные цифры и буквы, которые необходимо ввести перед отправкой сообщения через форму обратной связи.

К капче у меня неоднозначное отношение. С одной стороны, я понимаю благородное желание владельца сайта защититься от "врагов народа", а с другой, почему я, как законопослушный посетитель сайта, должен испытывать трудности в общении с автором и заботиться о его безопасности. Защита сайта - его задача, и нечего перекладывать на меня свои проблемы. Пусть он улучшает защиту от спама в своём почтовом ящике, а не заставляет меня работать на него, прикрываясь красивыми словами борьбы с роботами и хакерами.

Представьте ситуацию, что вы оплатили покупку в магазине, но чтобы забрать товар, вам предлагают решить головоломку, объясняя это борьбой с воровством. Абсурд! А капча - это, по сути, то же самое: вы заполнили форму с анкетой или регистрационными данными, но чтобы отослать её, извольте решить ребус. Ладно, если это что-то простое, а то бывает так исказят картинку, что она похожа на полотно абстракциониста, скрытый смысл которого понятен только автору. Мне, например, никогда не удавалось с первого раза правильно ввести цифры при регистрации сайтов в каталоге Рамблера, и я со злости вводил туда всякую ..., но это, конечно, не решало проблему.

Поэтому, если при посещении какого-либо сайта, у меня возникает желание зарегистрироваться или заполнить форму обратной связи, но я вижу внизу хитрую капчу, то обычно ухожу с такого сайта - на нем свет клином не сошелся, в интернете много других, не менее интересных. Таким образом, я "голосую ногами" за защиту прав потребителя!

Задумавшись о размещении капчи, обязательно вспомните также о доступности сайта для людей с ограниченными возможностями, в первую очередь, об инвалидах по зрению. Появление компьютера предоставило людям с ограничениями по зрению новые возможности получения информации, а интернет практически уравнял их со зрячими пользователями по возможностям общения. Кстати, во многих странах законодательно закреплена необходимость обеспечения в новых разработках равного доступа к интернету для всех пользователей (см. статью "Дизайн для всех" и поисковая оптимизация).

Если вашу капчу не может "разгадать" незрячий посетитель - откажитесь от неё. Попробуйте использовать аудио капчи, когда при щелчке мыши по капче выводится альтернативное звуковое сообщение. Допустимы и задачи типа "введите сумму 2+5" или "укажите день недели", словом, варианты, которые будут понятны программам экранного доступа и синтезаторам речи, используемым инвалидами по зрению.

Исходя из всего сказанного, рекомендую крепко подумать перед размещением капчи в вашей форме обратной связи. Уважайте посетителя сайта, ведь именно для него вы делаете сайт, а не для себя любимого. Не надо грузить вашего гостя своими проблемами и создавать трудности общения в интернете. Если же вы все-таки хотите использовать капчу, то в статье предлагаю

Если же вы все-таки решили поставить капчу, то не далайте её слишком сложной, демонстрируя своё мастерство веб-дизайнера и программиста. Один из простейших вариантов расссмотрен в статье "Создание простой капчи в форме обратной связи". Кроме того, множество интересных решений капчи можно найти на сайтах captcha.ru и live-lab.ru.

Мне, например, понравился один оригинальный способ защиты: вы создаете в форме обратной связи обычное текстовое поле ввода, но делаете его скрытым (style="display:none"). Пользователи этого поля не видят и не заполняют, а роботы могут заполнить, ибо стараются заполнить все поля. На сервере при приеме сообщения, нужно проверить это поле. Если оно заполнено - значит, это робот, если нет - то "живой" посетитель. Таким образом, мы заставляем работать робота, а не посетителя сайта. Подробно о том, как реализовать этот способ защиты от спама, смотрите в статье "Форма обратной связи и спам в почте".

Конечно, аналогичные приемы обеспечивают слабую защиту, но это все же лучше, чем ничего.

Ещё один простой способ защиты от спама - сделать страницу контактов с формой обратной связи на отдельном сайте, состоящим только из одной страницы. Такой "содержательный" сайт с одной страницей никого не заинтересует, а форма отправки писем будет работать по ссылке с основного сайта.

Несколько простых способов защититься от почтового спама, не используя капчу, рассмотрены далее в статье "Форма обратной связи и спам в почте".

2.03.2010 г.,
обновлено 15.10.2011 г.

Задать вопрос автору





Яндекс.Метрика
Продажа радиодеталей. Преобразователи напряжения

Copyright © 2008 - Марк Розенталь e-mail: Мой e-mail
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии сохранения имени автора и гиперссылки на www.seomark.ru
Ключевые слова: капча, ввод капчи, программа капчи, скрипт капчи, captcha, создание формы обратной связи