www.seomark.ru
Обзоры интересных и полезных программ, фотография, радио, веб-дизайн и т.д. и т.п. и др. и пр.

Веб-дизайн и поисковая оптимизация

Логотип Софт

"Дизайн для всех" и поисковая оптимизация

"Дизайн для всех" - термин, означающий, что информационные ресурсы должны быть максимально доступны для все групп пользователей Сети. В интернете это в первую очередь относится к инвалидам по зрению. Обеспечение свободного доступа к информации людям, не способным читать печатные тексты, становится общемировой тенденцией.

Появление компьютера предоставило людям с ограничениями по зрению новые возможности получения информации, а интернет практически уравнял их со зрячими пользователями по оперативности доступа, объему ресурсов и возможностям общения. Компьютерные технологии для инвалидов постоянно совершенствуются, и во многих странах законодательно закреплена необходимость обеспечения в новых разработках равного доступа к интернету для всех пользователей. Причем требования "дизайна для всех" относятся не только к незрячим, но и к другим группам, например, к людям, испытывающим трудности в движении (не могут пользоваться мышью), в освоении языков или имеющих психические проблемы.

При работе в интернете незрячие пользователи используют программы экранного доступа, синтезаторы речи, брайлевские дисплеи и принтеры. Подробнее о работе незрячих людей на компьютере можно узнать на сайте www.tiflocomp.ru, созданном А.Камыниным и В.Довыденковым, которые сами являются инвалидами по зрению.

Консорциум Всемирной Сети W3C разработал "Руководство по обеспечению доступности Сети", в котором большое внимание уделено способам разработки веб-страниц - стандарт доступности содержимого WAI-WCAG. Изучая требования к сайту, изложенные в этом документе, можно увидеть, что они почти полностью повторяют стандартные рекомендации по поисковой оптимизации сайта. Посмотрите на следующие положения этого документа:

  • необходимо использовать атрибуты "alt", "title", "longdesc" для рисунков и других нетекстовых элементов;
  • разметка страниц должна быть простой и единообразной, навигация понятной, необходимо соблюдать "правило трех кликов", то есть любая страница доступна не более, чем за три клика;
  • в карте изображения создавайте текстовые ссылки для активных областей;
  • используйте атрибут "title" в гиперссылках, избегайте неинформативного текста типа "щелкните здесь", не ставьте больше одной гиперссылки на строке;
  • избегайте использования фреймов или давайте альтернативную бесфреймовую структуру. Аналогичное требование соблюдайте и для скриптов, форм и флеша;
  • используйте стандартные шрифты, избегайте графических надписей, подчеркивания слов и фраз, не являющихся ссылками.

Под этими пунктами, а также и под многими другими может подписаться любой оптимизатор. Возникают интересные аналогии:

  1. Поисковый робот подобен незрячему пользователю, который не видит сайта, но вся информация ему доступна и понятна.
  2. Разрабатываемые поисковыми компаниями новые алгоритмы поиска стимулируют усилия оптимизаторов адаптировать под них сайты. Веб-дизайнеры разрабатывают новые оригинальные технологии, что, в свою очередь, стимулирует специалистов по программам и устройствам доступа для инвалидов обеспечивать адекватное отражение нововведений.

Из этого следует естественный вывод: механизм работы поисковых роботов аналогичен работе программ экранного доступа для незрячих. Следовательно, изучая эти программы, можно лучше понять и действия поисковиков при индексации сайтов. Это важно, так как разработчики поисковых машин не очень любят раскрывать секреты своей работы, а программы экранного доступа для инвалидов хорошо известны.

Доступность сайта для людей с ограниченными возможностями можно проверить различными специальными программами. Мощный механизм проверки заложен и в Adobe Dreamweaver CS3, о чем я уже писал ранее. Воспользовавшись командой Проверка страницы - Проверить специальные возможности, вы получаете список замечаний, который вам составил бы за серьезные деньги специалист по SEO, проработав, в лучшем случае, несколько часов, а то и дней. Замечания, выдаваемые Dreamweaver, оперативны и конкретны: указывается номер строки с замеченными недостатками и их описание. Выбрав в контекстном меню пункт "Подробнее...", вы получите исчерпывающую информацию по данному замечанию и способы его устранения. Таким образом, мы имеем полуавтоматический режим оптимизации сайта! А какой вебмастер упустит дополнительную возможность оптимизировать сайт, причем совершенно "белыми" методами, с указанием конкретных действий? Только диверсант и саботажник.

Пользуясь командой проверки специальных возможностей, я посмотрел, как выполняются требования "дизайна для всех" на сайтах Рунета, особенно касающихся лечения органов зрения. Ужасная картина... и очень удручающая. Впечатление такое, словно вебмастера сознательно затрудняют доступность информации для незрячих пользователей, а следовательно, и для поисковых роботов. Вот уж действительно, не ведаем, что творим. Иностранные же сайты, в основном, адаптированы гораздо лучше, хотя мне и не встретилось ни одного без замечаний.

Этот результат лишний раз подтверждает, что в России инвалидов не любят, если не сказать сильнее, и считают, что вся забота о них - это создание пандусов для колясочников, причем эти пандусы строятся, в основном, на бумаге и очень редко в реальной жизни. Грустно получается...

Между тем, сделать содержание сайта доступным людям с ограниченными возможностями, в первую очередь, незрячим, не так уж и сложно. Причем выполнение требований доступности полезно не только для инвалидов, но и для многих других пользователей, например, использующих старые браузеры, людей, у которых не загружается или отключена графика, для мобильных телефонов при выходе в интернет и, повторю еще раз, для целей поисковой оптимизации.

К сожалению, в интернете очень мало информации по адаптации сайтов для удобства пользования слепыми. Крупный специалист по этому вопросу Джо Кларк, занимавшийся проблемами инвалидов более двадцати лет, объясняет это так :

"Веб-авторы заинтересованы в таких вещах, как зарабатывать на жизнь, уложиться в сроки, продемонстрировать, на что они способны, выразить себя и удовлетворить вкусам клиентов. В чем они точно не заинтересованы, так это в удобстве доступа. Почему?

  • Эта тема не является распространенной. Книги по веб-дизайну и курсы едва говорят об этом. Магазины редко имеют в наличии адаптивную технологию... и они не делают тесты возможного использования интернета инвалидами (если они вообще делают такие тесты);
  • Приоритеты (часто неправильные). Веб-дизайнеры будут проводить огромное количество времени за кодированием на JavaScript для страницы и будут трудиться над сложнейшей Flash анимацией, но слишком часто ALT атрибуты и несколько других легких вещей для приспособления остаются забытыми."
    (Полный текст статьи Джо Кларка можно найти по ссылке.)

Выполнение требований "дизайна для всех" имеет и чисто прагматическое деловое значение. Если посетитель сайта получает хорошее обслуживание, видит, что разработчики с пониманием относятся к его физическим недостаткам, - он станет постоянным клиентом таких поставщиков и, возможно, сообщит об этом другим пользователям. В связи с общей тенденцией старения населения такой подход вполне оправдан и расширяет аудиторию сайта.

"Руководство по обеспечению доступности Сети" устанавливает для каждого требования определенный уровень приоритетности, заданный Рабочей группой. Всего выделяют три уровня приоритета для создания доступности: обязательный, желательный и рекомендуемый. В зависимости от полноты соблюдения требований "Руководства..." веб-дизайнеры могут размещать на своих сайтах иконки, соответствующие этим трем приоритетам. Это весьма престижная характеристика сайта.

В следующих статьях будут рассмотрены основные положения "Руководства по обеспечению доступности Сети" (всего их четырнадцать) с позиций не только обеспечения доступности, но и с точки зрения поисковой оптимизации. Затем, на примере одного сайта будет выполнена проверка средствами Adobe Dreamweaver CS3 на доступность и рассмотрены замечания и рекомендации, выдаваемые этой программой.

2.07.2008 г.

Задать вопрос автору

Создание и продвижение сайтов





Яндекс.Метрика

Copyright © 2008 - Марк Розенталь e-mail: Мой e-mail
Перепечатка материалов сайта разрешается при условии сохранения имени автора и гиперссылки на www.seomark.ru
Ключевые слова: доступность сайта для незрячих, поисковая оптимизация, продвижение сайта.